Рисунок художника К.Кузнецова, 1949
Главная страница
В. А. Замбржицкий

Роль Масарика в Мировой войне
и русской революции

Генерал А.И.Деникин
Генерал П.Н.Врангель
Генерал А.П.Кутепов
Генерал Я.А.Слащов-Крымский
Крымская кампания 1920 года

Старая Армия и Великая война
Гражданская война
Русское Зарубежное Воинство
Биографические материалы

Список публикаций
Список иллюстраций
Информация
Гостевая книга
Почта

Современникам известно, что в начале русской революции, в 1917–1918 гг., когда Красная советская армия, еще не достаточно окрепшая в своей организации и формировании, переживала трагические дни в борьбе с Белыми армиями, в ту пору в России находился прочный своей внутренней спайкой и дисциплиной чешско-словацкий корпус в составе до 40.000 бойцов, составленный из австрийских военнопленных, корпус, который, в силу тогдашних обстоятельств, мог бы оказать решительное влияние на исход борьбы в пользу подавления большевизма и вместе с тем для доведения войны с Германией до победного конца Россией, если бы этот корпус принял участие в гражданской войне и выступил на стороне Белых армий.

Но этого не случилось, так как возглавлявший чешско-словацкое освободительное движение Томаш-Гаррик Масарик, будущий президент Чехословакии, был против вмешательства во внутренние дела России и в гражданскую войну.

Произошло это потому, что Масарик отнюдь не желал победы Белой армии, считая ее носительницей отсталых русских государственных идей, ненавистных Масарику, тогда как в большевиках он видел борцов свободных демократических идей, строителей России на новый социальный лад, близкий духу Масарика.

Как относился Масарик к царскому режиму, можно видеть из его двухтомного капитального труда «Россия и Европа», изданного в 1913 году. Он, например, так расценивал подавление революции 1905 года:

«Начинается белый террор, который является методом правительства
Николая II против революции. Перо возмущается при описании злодейств этого ужасного правительства… Можно сказать без преувеличения, что погромы и казни по приказанию военных и полевых судов, мучения в тюрьмах и при следовании к местам ссылки, самая грубая жестокость и тирания, многочисленные самоубийства в тюрьмах, болезни, эпидемии и голод отстранили страх смерти».

В другой своей книге «Мировая Революция» Масарик писал:

«Большевизм пробудил чувство свободы; особенно же возросло сознание собственной силы у крестьян, и все получили урок в силе организации; окрепло убеждение в необходимости работы и прилежания (сам Ленин и вожди являются добрым примером); в городах и среди крестьян началось руссовское (?) опрощение».

И далее Масарик пишет:

«Мужик солдат, мужик — Россия — жили вне царской цивилизации, а потому и не защищали ее, когда во время войны она не смогла удержать себя вследствие своей скудости и внутренней нищеты. Великую вину в этом я приписываю русской церкви».

В другом месте Масарик пишет о русской церкви:

«Русская православная церковь непрогрессивна и реакционна в своей основе». В таком же духе Масарик отзывается о русском царском правительстве и режиме.

О Масарике, его отношении к России, к большевикам и к вопросу участия чешско-словацкого войска в гражданской войне в России есть целая литература. В частности, все эти вопросы очень обстоятельно разобраны и подкреплены фактами и цитатами из книг Масарика в труде В. Лазаревского «Россия и Чехословацкое возрождение», а в 1958 году в Германии вышла на ту же тему на чешском языке книжка под заголовком «Вондрак против Масарика».

В. Вондрак — русский чех, сын земледельца, родившийся в 1880 году на Волыни и кончивший Киевский университет, с началом 1-й Мировой войны возглавил, в числе других, чешское Национальное движение в России. Он был один из главных организаторов чешско-словацкого войска в России, патриотом, преданным России, и противником нейтральной политики Масарика, сторонником вмешательства чешско-словацкого корпуса на стороне Белых в гражданской войне. Все это навлекло на него гнев Масарика и вынудило его впоследствии покинуть Чехию и переселиться во Францию, а затем в Чили. Вот почему в этой книге в неприкрашенном виде обрисован подлинный портрет Масарика и вот почему эта книга так интересна. В ней, как и в книге В. Лазаревского, приведены факты, указывающие на роль Масарика, которые сами за себя говорят. Так, Масарик пишет в «Мировой революции»:

Стр. 225: «Западные союзники поддерживали Белых в борьбе против большевиков, а я считал это ошибкой».

Стр. 207. Масарик признает, что в феврале 1918 года дал согласие большевицким агитаторам вербовать в чешско-словацком войске добровольцев для Красной армии, причем в первый же день заявили свое желание 218 человек.

Как напечатано в газете «Чешскословенски Денник», Масарик сказал:

«Я считаю наши вооруженные силы нейтральными. Я открыто это сказал союзникам. Я не боюсь победы большевиков, ибо большевицкая власть демократическая и социалистическая».

И далее:

«Я постоянно советую союзникам, чтобы они признали советскую власть, — ведь большевики имеют палку в руках».

Оправдывая заключение мира с Германией в Брест-Литовске советской властью, Масарик пишет:

«Я их не осуждаю. У большевиков не было иного выхода. Что они могли сделать?»

И это говорит Масарик, критикующий правительственную систему России до революции и в то же время предлагавший чешский трон династии Романовых, а после революции, в беседе с польским журналистом 25.8.1917 года заявивший:

«Я смело могу утверждать, что я всегда ненавидел царский режим».

А в другом месте (стр. 215) он пишет:

«Неправы те, кто утверждает, что Ленин и его дело (большевицкая революция) — не русское дело. Напротив, совершенно русское, ибо что такое советская система? Это лишь расширенная система примитивного русского крестьянского мира (сельской общины) и артели».

На пути из Москвы в США Масарик 10.4.1918 года подал меморандум американскому послу для представления президенту США Вильсону и его правительству, в котором он пишет:

«Союзники должны признать большевицкую власть, ибо малые народы Вост. Европы нуждаются в сильной России, а посему союзники должны поддержать Советскую Россию любой ценой и любыми средствами».

А в 1925 году в своей книге «Мировая революция» Масарик пишет (стр. 231):

«Принимая во внимание поражение царской армии, я считаю, что русская революция 1917 года была для нас, чехов, и для нашего освобождения скорее плюсом, чем минусом, ибо русская революция оказала также влияние и на положение дел у нас дома, в Чехии, в Австро-Венгрии и вообще в Европе, а нам большевицкая революция ничуть не повредила». И тот же Масарик поручил своему премьер-министру Бенешу сделать после войны все, чтобы включить СССР в Лигу Наций в Женеве.

Прав поэтому автор книги «Вондрак против Масарика», который пишет
(стр. 23):

«Если бы Масарик остался верен России, той России, которой мы, чехи, благодарны за создание нашего национального чешского войска, за незаменимую дипломатическую помощь и поддержку в идее самостоятельности чешского и словацкого народа перед союзниками и всем миром, и если бы он обеспечил поддержку русской Добровольческой армии в борьбе с большевиками, как о том просили Корнилов и Алексеев, то нельзя сомневаться в том, что еще летом 1918 года Добровольческая армия была бы в Москве».

«Во всяком случае, если бы выступили чехи [на Юге России в конце 1917 — начале 1918 года], то дальнейшее снабжение германцев на новом русском фронте на Украине стало бы невозможным и принудило бы немцев сосредоточить здесь не менее половины тех сил, которые немцы по заключении Брест-Литовского мира перебросили во Францию. В этом и заключается страшное предательство Масарика, ибо он, увлеченный своей склонностью к большевикам, под влиянием тайных международных сил и расчетов на свое личное положение в Чехии, ошибочно провозгласил недопустимый и насквозь ложный лозунг нейтральности, и тем не только погубил национальную Россию, но и затянул войну не менее, как на полгода, что обошлось союзникам в сотни тысяч человеческих жизней и неисчислимых миллиардов». И далее: «Он же, Масарик, выдумал и пустил в ход глубоко аморальный софизм, объединяя в одно целое большевиков и русский народ. Это чисто иезуитский взгляд и подход к делу».

Как пишет Лазаревский (стр. 7): «Чехословацкая республика, в случае уклонения России (от защиты Сербии) не родилась бы на свет Божий. Ибо Чехословацкая республика есть следствие Мировой войны» (а не революции). И далее:

«Масарик был прав, поскольку он оценивал зборовскую победу (одержанную сформированным в России чехословацким корпусом) как триумф национального чешского дела… Но чьей заслугой был этот триумф? Конечно, прежде всего неугасимого национального духа… и тех организаторов вооруженной борьбы, кои во главе с группой пламенных патриотов, таких как Вондрак, Тучек, Инджишек, а также иных, все свои силы посвятили организации и созданию чешского войска.

Эти патриоты склонялись к тому, чтобы внять голосу русских национальных вождей, Корнилова и Алексеева, призывавших Масарика и чешско-словацкое войско принять участие в борьбе с большевиками. Но чехословацкий диктатор решил иначе».

И в итоге не только Россия, но и Чехословакия находится под пятой большевиков.


Часовой. Орган связи Российского Национального Движения.
№ 402 (9). Bruxelles, октябрь 1959. С. 15–16



Hosted by uCoz