•
Генерал А.И.Деникин
• Генерал П.Н.Врангель
• Генерал А.П.Кутепов
• Генерал Я.А.Слащов-Крымский
•
Крымская кампания 1920 года
•
Старая Армия и Великая война
•
Гражданская война
•
Русское Зарубежное Воинство
•
Биографические материалы
•
Список публикаций
•
Список иллюстраций
•
Информация
•
Гостевая книга
• Почта
|
В. Г. Воскресенский
в годы Первой Мировой войны
Василий Григорьевич Воскресенский прожил удивительную жизнь, в которой отчаянные боевые операции на полях Первой Мировой и Гражданской войн соседствуют с деятельностью театрального директора и всемирною славой организатора Русского Балета зарубежом. Участник Русско-японской войны (несовершеннолетним добровольцем), в дальнейшем он, судя по сохранившимся отрывочным упоминаниям, не проявил желания продолжать военную службу и вернулся под знамена лишь с началом войны Мировой. Офицером Кубанского казачьего войска (обстоятельства производства неясны) Василий Григорьевич сражается на Кавказском фронте, с 1915 го- да — на самом, наверное, экзотическом театре той войны, в русском экспедиционном корпусе в Персии. С августа 1916 года в составе корпуса начинается формирование партизанских сотен, командовать которыми были призваны «самые предприимчивые и смелые из числа желающих», и одним из партизанских командиров становится хорунжий Воскресенский. «Сотня была исключительная, прекрасно подобранная, и не менее тщательно, чем его нынешняя балетная труппа», — писал через пятнадцать лет о партизанах Воскресенского генерал Л. Ф. Бичерахов, в 1916–1917 годах прославившийся как один из самых выдающихся командиров экспедиционного корпуса, а после Октябрьского переворота и начала большевиками сепаратных переговоров о мире — заявивший, что будет «продолжать воевать», считая перемирие «предательским как относительно России, так и в отношении наших верных союзников». Среди офицеров, солдат и казаков, присоединившихся тогда к Бичерахову, был и Василий Григорьевич.
При помощи командования английского контингента, также находившегося в это время в Персии, отряд Бичерахова летом 1918 года был переброшен в Закавказье и некоторое время оборонял Баку от наступавших турок, сотрудничая с властями «Бакинской Коммуны». Однако вскоре, посчитав поддержку со стороны советских сил недостаточной, а свои потери и жертвы — неоправданными, Бичерахов отступил вдоль побережья Каспия на север. В Баку остался Воскресенский, который занимал теперь удивлявшую его самого должность «Главноуполномоченного по военно-морским делам».
Сумев взять в руки распущенные команды Каспийской флотилии, насколько это вообще было возможно в то поистине Смутное время, Главноуполномоченный принимает участие в свержении «Бакинской Коммуны», обороне Баку (при участии небольшого английского отряда), а после вынужденной сдачи города оказывает с кораблями флотилии поддержку войскам Бичерахова, сражающимся под Порт-Петровском. Заслуги флотилии и произведенного в полковники Воскресенского не раз отмечались Бичераховым, принявшим к тому времени титул «Главнокомандующего Войсками и Флотом Кавказа» (он наградил Главноуполномоченного Орденом Святого Георгия IV-ой степени, Георгиевским Оружием, а по удостоению матросов посыльного судна «Астрабад» — «матросскими Георгиевскими Крестами» с лавровой ветвью I-й и II-й степеней).
Генерал Бичерахов покинул Россию в начале 1919 года, в то время как Василий Григорьевич, согласно беглому упоминанию в одном из его некрологов, «до конца Добровольческой армии состоял в кубанских частях» и покинул родину с эвакуирующимися войсками Белой Армии. А уже вскоре на смену полковнику Воскресенскому пришел colonel (полковник) Wassily de Basil.
Оказавшись за рубежом, он вынужден был, как и большинство русских изгнанников, искать средства к существованию. «Париж был полон русских беженцев, так же как и я, искавших работу или занимавшихся самыми разнообразными вещами, — рассказывал Воскресенский впоследствии. — Я был безработный профессиональный военный, мои навыки не имели никакой коммерческой ценности… Я не смог устроиться таксистом, а лишь шофером восьмитонного грузовика». И все же неожиданное решение — обратиться к театральной деятельности, к тому же на первых порах сопряженное со значительными трудностями и неудачами, — вряд ли следует отнести на счет банальных поисков пропитания.
«…Как мог бравый офицер, проведший молодой период своей жизни в боях первой мировой войны, а затем — и гражданской, превратиться в штатского деятеля театра, да еще в обособленной области балета, и достичь желаемых результатов?
Мне скажут: борьба за существование.
Зная его напор, с каким он бросился в театральный “омут”, — этот аргумент не убеждает. Более высокий импульс требовался для достижения такой цели.
Я думаю — вера в прекрасное и вера в славу главным образом руководили этим человеком», — рассуждал хорошо знакомый с Воскресенским — де Базилем балетмейстер Б. Г. Романов. Но помимо этого, была и еще одна миссия, которую, должно быть, не мог выполнить никто другой в условиях, когда, как утверждал один из театральных критиков, «интеллектуальные работники» были «переутомлены тяжелой обстановкой эмиграции».
В. Г. Воскресенский — де Базиль (сидит на первом плане) с участниками спектакля «Прекрасный Дунай» на музыку И. Штрауса (хореография Л. Ф. Мясина). В первом ряду справа налево: И. Баронова, Ю. Шабелевский, Л. Мясин, Т. Рябушинская. Между 1933 и 1937
«Русский балет за границей — все тот же славный руский балет Павловой, Нижинского, Дягилева… И если этих имен нет на афишах, то, может быть, именно в этом и заключается все очарование и значение нынешних спектаклей. Впечатление неизъяснимой свежести и молодости оставляют они у зрителя…
Ведь все эти артисты, почти дети, ведь все это наши дети, выросшие и научившиеся здесь, за границей, и все же оставшиеся русскими артистами», — с волнением писал другой рецензент. Артисты балетов де Базиля, многие — в буквальном смысле слова «дети страшных лет России» (Ирину Баронову в годовалом возрасте родители на руках перенесли за границу, спасаясь из Советской Республики; Тамара Туманова родилась в Сибири во время трагического отступления армий адмирала А. В. Колчака), — смогли сохранить национальную самобытность своего творчества и пронести славу русского искусства и культурных традиций по всему миру.
«Русская Опера в Париже», «Русский Балет из Монте-Карло», «Подлинный Русский Балет» становятся этапами театрального пути, на котором сотрудниками Василия Григорьевича были такие признанные мастера сцены, как С. Л. Григорьев, Л. Ф. Мясин, Б. Ф. Нижинская, Г. М. Баланчин, М. М. Фокин. В течение полутора десятилетий вместе с полковником де Базилем они знакомили с русским искусством многочисленную публику от Парижа до Австралии и от Соединенных Штатов до Чили и Аргентины.
Прах В. Г. Воскресенского покоится на кладбище Сент-Женевьев де Буа. На могиле, под Православным крестом, написано и по-русски — «Полковник Василий Григорьевич Воскресенский», и по-французски — «Colonel W. de Basil».
А выше обеих надписей — еще одна строчка: «Да здравствует Матушка Россия!»
* * *
Выставка в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, приуроченная к 60-й годовщине кончины доблестного офицера и выдающегося деятеля культуры, организована в сотрудничестве с Российским Государственным Военным Архивом и Российским Государственным Архивом Военно-Морского Флота, предоставившими копии документов из своих фондов. Помимо материалов, иллюстрирующих военную биографию полковника В. Г. Воскресенского, на выставке экспонируется ряд рецензий и некрологов и более шестидесяти фотографий из редких изданий, буклетов, программок 1930-х годов, дающих возможность прикоснуться к жизни русского эмигрантского балета — и через парадные сцены из спектаклей, и через бытовые зарисовки.
Выставка продлится по 9 сентября 2011 года.
Часы работы — с 12-00 до 19-00, кроме субботы и воскресенья
(31 августа — санитарный день).
Научные консультации сотрудников сектора военной истории —
по средам с 13-00 до 18-00
Адрес Дома Русского Зарубежья имени А. И. Солженицына: Москва, ул. Нижняя Радищевская, дом 2
Телефон для справок — (495) 915.10.80
ФРАГМЕНТЫ ИНТЕРЬЕРА И ЭКСПОЗИЦИИ
Афиша выставки
Полномасштабная афиша (формат А4, *.jpg, 884 МБ)
|